Новые правила привлечения к административной ответственности юридических лиц
С 6 апреля 2022 года вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, регулирующие особенности привлечения к административной ответственности юридических лиц.
Новые положения определили, что юридическое лицо не будет привлечено к ответственности, если за то же нарушение к административной ответственности привлекли ее должностное лицо, работника. Правило будут применять, если организация сделала все возможное, чтобы соблюсти установленные законодательством требования и нормы.
Также за несколько нарушений планируют наказывать как за одно, если одновременно есть такие обстоятельства, как:
- нарушения выявили в ходе одного контрольно-надзорного мероприятия;
- ответственность установлена в одной статье (ее части) КоАП РФ или регионального закона.
Если таким образом выявят нарушения, ответственность за которые предусмотрена несколькими статьями (частями), то будет грозить одно, но наиболее строгое наказание. При этом виновному могут назначить и дополнительные санкции.
Кроме того, штрафовать малые организации и микропредприятия планируют на суммы, которые грозят ИП.
Если штраф для ИП не предусмотрен, организация заплатит от половины минимального до половины максимального штрафа, предусмотренного для организаций. Если размер санкции является фиксированным, но назначат 50 % от нее. При этом сумма не должна быть меньше минимума для должностного лица.
Правила не будут применять, если на момент нарушения компания не числилась в реестре субъектов МСП как малая организация или микропредприятие.
«Ответственность за нарушение порядка приема на работу бывшего государственного (муниципального) служащего».
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора стоимостью более ста тысяч рублей с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В Правилах сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29, определены требования к оформлению и содержанию сообщения работодателя.
За невыполнение указанных требований наступает административная ответственность по ст. 19.29 «Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего» КоАП РФ в виде административного штрафа: на граждан - до 4 000 руб.; на должностных лиц - до 50 000 руб.; на юридических лиц - до 500 000 руб.
Ответственность за нарушение законодательства о защите несовершеннолетних от негативной информации
Важнейшим направлением государственной политики в сфере защиты прав несовершеннолетних является защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, побуждающей их к самоубийству, к употреблению наркотических и психотропных средств, принятию участия в азартных играх, занятию проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
Статьей 22 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» за нарушение законодательства в данной сфере предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
В частности, административная ответственность по ст. 6.17 КоАП РФ предусмотрена за нарушение законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию.
Кроме того, установлена ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних (ст.6.21 КоАП РФ).
За незаконное распространение информации о личности несовершеннолетнего потерпевшего по уголовному делу или полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданиях, что повлекло наступление тяжких последствий, предусмотрена уголовная ответственность по ч. 3 ст. 137 УК РФ.
Если нарушения связаны с изготовлением и оборотом порнографической продукции, виновные лица также могут быть привлечены к уголовной ответственности с назначением наказания в виде лишения свободы на срок до 15 лет (ст. 242, 242.1, 242.2 УК РФ).
Актуальные вопросы антикоррупционного законодательства в сфере осуществления контроля за расходами
На органы прокуратуры Российской Федерации возложены полномочия в сфере осуществления контроля за расходами, в том числе лиц, замещающих (занимающих) муниципальные должности, должности муниципальной службы, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Установлено, что Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненными ему прокурорами принимается решение об осуществлении контроля за расходами лиц, замещавших (занимавших) должности, указанные в п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
Основанием для принятия такого решения является поступление в органы прокуратуры из государственного органа (органа местного самоуправления) материалов, полученных в ходе осуществления контроля за расходами, в том числе доклада о невозможности завершить такой контроль в связи с освобождением лица от замещаемой (занимаемой) должности или его увольнением.
Кроме того, ряд федеральных законов дополнен нормами, предусматривающими упрощенный порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения.
Теперь с согласия государственного (муниципального) служащего и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения кадровой службы государственного (муниципального) органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения.
Также уточнены порядок участия государственных (муниципальных) служащих, лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, и круг должностных лиц, которым кредитными организациями выдаются справки о счетах, вкладах и операциях физических лиц.
«Мобилизованных, контрактников и добровольцев не увольняют, трудовой договор с ними приостанавливается»
Федеральным законом от 07.10.2022 № 376-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» установлено, что действие трудового договора мобилизованных, добровольцев и контрактников приостанавливается по заявлению работника. В период приостановления за работником сохраняются место работы (должность), социально-трудовые гарантии. Этот период засчитывается в трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением досрочного выхода на пенсию по старости).
Работодатель не позднее дня приостановления действия трудового договора обязан рассчитать работника в полном объеме за предшествующий период работы.
Действие трудового договора возобновляется в день выхода работника на работу. О выходе нужно предупредить как минимум за 3 рабочих дня.
Уволить по инициативе работодателя можно, если работник не вышел на работу через 3 месяца после окончания военной службы или контракта.
Если один родитель мобилизован или подписал контракт, второму родителю дано преимущественное право остаться на работе при сокращении численности или штата, а если ребенку нет 14 лет, то второго родителя могут направить в командировку, привлечь к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни только с его письменного согласия.
Правительство вправе определять дополнительные особенности обеспечения трудовых прав мобилизованных, добровольцев и контрактников.
Кроме того, изменениями в ТК предусмотрены особенности инструктажа по охране труда и проверки знаний в случае прохождения обучения в порядке, установленном Правительством. Закон вступает в силу со дня опубликования.
Особенности трудоустройства несовершеннолетних
Согласно статье 265 Трудового кодекса РФ установлен запрет применения труда несовершеннолетних на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания.
Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 № 163.
Прием на работу несовершеннолетних для выполнения работ, предусмотренных в указанном Перечне, является одним из оснований для прекращения трудового договора по статье 84 Трудового кодекса РФ (прекращение трудового договора вследствие нарушения правил его заключения), при этом при отсутствии вины работника, ему выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.
Важно отметить, что лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру в соответствии со статьей 266 Трудового кодекса РФ.
Также работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время, что также гарантируется статьей 267 Трудового кодекса РФ.
Дополнительно статьей 268 Трудового кодекса РФ запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений).
Уголовная ответственность за распространение наркотических средств
Основополагающей целью реализации государственной антинаркотической политики в Российской Федерации является сокращение масштабов негативных последствий незаконного оборота наркотиков для жизни и здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.
В соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в Российской Федерации действует государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также на культивирование наркосодержащих растений.
Оборот наркотических средств, психотропных веществ включает в себя разработку, производство, изготовление, переработку, хранение, перевозку, пересылку, отпуск, реализацию, распределение, приобретение, использование, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае осуществления оборота наркотических средств и психотропных веществ в нарушение законодательства Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность.
Согласно статье 228 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовно наказуемыми являются действия по незаконному приобретению, хранению, перевозке, изготовлению, переработке без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также по незаконному приобретению, хранению, перевозке без цели сбыта растений либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.
Условием для наступления уголовной ответственности является наличие значительного размера наркотических средств и психотропных веществ, а также растений либо их частей. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 01.10.2012 № 1002 в зависимости от вида наркотического средства и психотропного вещества значительным может быть размер, превышающий 0,0001 грамма, 0,0002 грамма.
За совершение указанного преступления предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы до 3 лет. При этом совершение данных деяний в крупном либо особо крупном размере влечет наказание в виде лишения свободы до 10 лет и до 15 лет соответственно.
Также статьей 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконное производство, сбыт или пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылку растений либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.
Такие действия наказываются лишением свободы на срок от 4 до 8 лет с ограничением свободы на срок до 1 года либо без такового. Для лиц, совершивших указанные деяния в особо крупном размере, санкцией
ч. 5 ст. 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 15 до 20 лет.
Внесены изменения в законодательства, регулирующие размер удержаний средств из заработной платы или пенсии должника
Федеральным законом от 29 июня 2021 г. № 234-ФЗ внесены изменения в ст. 446 Гражданского процессуального кодекса и Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», которые сохраняют заработную плату или пенсию должника в размере прожиточного минимума после удержаний в счет погашения его задолженности.
Новые нормы начнут действовать с 1 февраля 2022 года. До этого времени закон разрешает удерживать в пользу кредиторов половину доходов должника.
В 2022 году граждане, у которых приставы удерживают половину заработной платы или пенсии в счет погашения долга, смогут обратиться в Федеральную службу судебных приставов, в том числе через Портал Госуслуг, чтобы сохранить сумму ежемесячного дохода на уровне прожиточного минимума. В качестве ориентира служит федеральный минимум трудоспособного населения, если в регионе эта цифра выше, то применяется региональный минимум.
В заявлении должник должен указать ФИО, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, номер контактного телефона; реквизиты открытого в банке или иной кредитной организации банковского счета, на котором необходимо сохранять зарплату и иные доходы ежемесячно в размере прожиточного минимума; наименование и адрес банка или иной кредитной организации, обслуживающей банковский счет, реквизиты которого указаны в заявлении.
Если у должника есть иждивенцы, прожиточный минимум также оставят на каждого из них. После того, как пристав получит заявление, он должен направить в ответственную за списание организацию распоряжение о снижении процента удержаний с доходов должника.
При наличии в постановлении судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, требования о сохранении зарплаты и иных доходов в размере прожиточного минимума удержание денежных средств будет осуществляться с соблюдением этого требования – банк или иная кредитная организация не сможет обратить взыскание на эту неприкосновенную сумму. Однако ограничение размера удержания не будет применяться по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного здоровью, о возмещении вреда в связи со смертью кормильца, о возмещении ущерба, причиненного преступлением.
Управление транспортными средствами лицами, не достигшими 18-летнего возраста
Имеют место случаи управления несовершеннолетними транспортными средствами. Однако покупая своему ребенку мотоцикл либо разрешая управлять транспортным средством в первую очередь следует задуматься о безопасности жизни и его здоровья, а также окружающих. Помните, что любое транспортное средство является источником повышенного риска.
Несовершеннолетний не может управлять транспортным средством, не имея удостоверения водителя, будь то автомобиль, мотоцикл либо скутер.
Управлять скутером и мопедом имеют право лица, достигшие 16 лет, получившие водительское удостоверение.
Езда на мотоцикле или автомобиле также требует наличия водительского удостоверения, управлять ими разрешено по достижении 18-летнего возраста.
За управление транспортным средством водителем, не имеющим права на управление транспортными средствами, предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст.12.7 КоАП РФ, наказание в виде штрафа в размере от 5 000 рублей до 15 000 рублей.
К ответственности также будет привлечен тот, кто разрешил ребенку сесть за руль.
Так, передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством, влечет административную ответственность по ч. 3 ст. 12.7 КоАП РФ, штраф за которое составляет 30 000 рублей
Любой вред в результате дорожно-транспортного происшествия подлежит возмещению. Поэтому не следует забывать об ответственности за причинение вреда здоровью или имуществу.
Причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью влечет административную ответственность по ч.ч.1,2 ст.12.24 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа от 2500 рублей до 5000 рублей либо 10000 рублей до 25000 рублей соответственно.
Причинение тяжкого вреда здоровью или смерти в результате нарушений правил дорожного движения влечет уже уголовную ответственность по ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации с назначением наказания в виде лишения свободы до 15 лет. Уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения подлежат подростки с 16 лет.
Законом предусмотрено полное возмещение имущественного вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия. В случае совершения преступления, компенсации также подлежит моральный вред.
Родителям и законным представителям несовершеннолетних необходимо помнить, что за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет, отвечают его родители или опекуны. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях. В случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред возмещают полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем.
Кроме того, родители (законные представители) несовершеннолетних подлежат привлечению к административной ответственности по статье 5.35 КоАП РФ за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Санкция данной статьи предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
Об ответственности за нарушение правил перевозки детей в автомобиле
В соответствии с пунктом 22.9 Правил дорожного движения Российской Федерации перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Частью 3 статьи 12.23 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение вышеуказанных требований, в качестве санкции определено наложение административного штрафа: на водителя в размере 3 000 рублей; на должностных лиц 25 000 рублей; на юридических лиц 100 000 рублей.
Ответственность за задержку выплаты заработной платы
Трудовым законодательством предусмотрена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику.Так, в соответствии со ст. 236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя. При задержке зарплаты больше чем на 15 дней работник вправе приостановить работу до ее выплаты, письменно уведомив работодателя.
За время приостановки работнику выплачивается средний заработок (ст. 142 ТК РФ).Кроме того, сообщение работником о задержке зарплаты в трудинспекцию может быть основанием для внеплановой проверки (ст. 66 Закона № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»).Также, законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственности в виде административного штрафа за задержку зарплаты для малого и микропредприятия 1 000 - 5 000 руб., для остальных организаций - от 30 000 до 50 000 руб., для должностного лица - от 10 000 до 20 000 руб. За повторное нарушение - увеличен штраф (ст. ст. 4.1.2, 5.27 КоАП РФ). Уголовная ответственность работодателя предусмотрена за невыплату зарплаты более 3 месяцев при наличии корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 145.1 УК РФ).
Основания для отказа в возбуждении уголовного дела в сфере сбыта наркотических средств
Федеральным законом от 05.04.2021 № 67-ФЗ ст. 140 УПК РФ дополнена частью 4, согласно которой не может служить основанием для возбуждения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 228.1 и 228.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, в части незаконного сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, сам факт нахождения лица в состоянии наркотического опьянения или обнаружения в теле человека наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в отсутствие достаточных данных, указывающих на факт их передачи в нарушение положений Федерального закона от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Таким образом, при отсутствии достаточных данных о сбыте наркотических средств лицу, в организме которого обнаружены запрещенные вещества третьими лицами, уголовное дело по факту сбыта наркотиков возбуждено быть не может.
Утверждены новые правила проверки водителей на алкоголь
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 № 1882 утвержден порядок освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Новые правила вводятся в действие с 01.03.2023 и будут действовать до 01.03.2029.
Проверка на алкоголь будет возможна в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи (сейчас – только в присутствии двух понятых). Основания те же: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, не соответствующее обстановке поведение и др. Факт употребления алкоголя по-прежнему будет определяться наличием в выдыхаемом водителем воздухе этилового спирта в концентрации, превышающей возможную погрешность измерений (0,16 мг на 1 л.
При отказе водителя от проверки или несогласии с ее результатами он направляется на медицинское освидетельствование.
Введена обязанность работодателя оплачивать вахтовикам проезд к месту работы
Вахтовый метод – особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания.
Статьей 302 Трудового кодекса РФ закреплены гарантии и компенсации лицам, работающим вахтовым методом. К ним отнесены: надбавка за вахтовый метод работы, районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате, дополнительный оплачиваемый отпуск и др.
Федеральным законом от 19.12.2022 № 545-ФЗ в ст. 302 Трудового кодекса РФ внесены изменения, согласно которым закреплена обязанность работодателей оплачивать проезд вахтовиков до места работы и обратно.
Начиная с 01.03.2023 доставка вахтовиков от места нахождения работодателя или пункта сбора до места выполнения работы и обратно осуществляется за счет средств работодателя.
Работодатель может компенсировать работнику, работающему вахтовым методом, расходы на оплату стоимости его проезда от места жительства до места нахождения работодателя или пункта сбора. Размер и порядок компенсации устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Образование детей с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ.
Педагогические работники при обучении детей с ОВЗ обязаны учитывать особенности их психофизического развития, состояние здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования детей с ОВЗ, при необходимости взаимодействовать с медицинскими организациями.
Специальные учебники и учебные пособия, учебная литература, а также услуги сурдо- и тифлосурдопереводчиков предоставляются обучающимся с ОВЗ бесплатно.
Форму получения образования и форму обучения до завершения получения ребенком основного общего образования выбирают родители (законные представители) ребенка с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии).
О вреде наркотических средств.
Одним из важнейших направлений деятельности органов прокуратуры РФ является надзор за исполнением законодательства о противодействии распространению наркомании. Тема незаконного оборота наркотических средств, противодействия немедицинского потреблению наркотиков является актуальной. Число выявляемых преступлений, связанных в незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ остается очень высоким, употребление наркотиков оказывает влияние на состояние общественного порядка и преступности, самым тесным образом связанно с заражением СПИДом, вирусным гепатитом и другими тяжелыми заболеваниями, распространяемыми путем внутривенного введения наркотиков.
Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что среди лиц, незаконно употребляющих наркотики преобладает молодежь, что приводит не только к их деградации, но и к гибели. По статистике, продолжительность жизни наркоманов после начала употребления наркотиков составляет в среднем 4 года. Распространенность наркотиков в молодежной среде зависит от проводимой воспитательной работы в семье, учебных заведениях, организации свободного времени. Санкции статей уголовного кодекса РФ, предусматривающие наказание за незаконный оборот и сбыт наркотических средств, психотропных веществ являются значительными, максимальная из которых предусматривает наказание до двадцати лет лишения свободы.
О праве работника не выйти на работу в случае невыплаты заработной платы
Статьей 142 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае задержки выплаты зарплаты более чем на 15 дней работник вправе отсутствовать в свое рабочее время на рабочем месте.
Вместе с тем с целью исключения привлечения работника к дисциплинарной ответственности за прогул, последнему необходимо уведомить в письменном виде работодателя.
Возобновить работу работник обязан не позднее следующего рабочего дня после получения письменного извещения работодателя о готовности выплатить задолженность в день выхода на работу.
Однако законом предусмотрены случаи, когда приостановление работы не допускается:
- в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;
- в органах Вооруженных Сил РФ, иных организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, - в правоохранительных органах;
- государственными служащими;
- в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;
- работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).
В случае нарушения трудовых прав граждане вправе обратиться за их защитой в Государственную инспекцию труда края, прокуратуру или в установленном порядке в суд.
Противодействие коррупции
Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики и важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации.
Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 10 октября 2022 г. № 581 «Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции» одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры определено противодействие коррупции.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
В свою очередь под противодействием коррупции определяется деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
О фактах коррупции граждане могут сообщить в государственные и муниципальные органы в порядке, установленном Федеральным законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в правоохранительные органы – в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса. Обращения о фактах коррупции, в основном, рассматриваются правоохранительными органами.
Заведомо ложное сообщение об акте терроризма
Заведомо ложное сообщение об акте терроризма является преступлением, предусмотренным ст. 207 Уголовного кодекса Российской Федерации и относится к категории преступлений против общественной безопасности.
К заведомо ложным сообщениям об акте терроризма относятся сообщения о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.
При этом данные сведения являются заведомо ложными, то есть не соответствующими действительности, вымышленными, надуманными. Уголовной ответственности по ст. 207 Уголовного кодекса Российской Федерации подлежат вменяемые лица, достигшие 14-ти летнего возраста.
Общественная опасность данного преступления состоит в попытке нарушить нормальную деятельность предприятий, учреждений, транспорта, правоохранительных органов, отвлечение сил и средств на проверку ложных сообщений.
Совершение такого преступления может повлечь за собой массовую эвакуацию граждан, остановку деятельности жизненно важных объектов социальной инфраструктуры, нарушение законных прав других лиц.
Материальный и имущественный ущерб, связанный с работой бригад скорой помощи, МЧС и иных спасательных служб, вынужденных проводить проверку ложного сообщения, а также убытки, понесенные иными организациями, взыскиваются с лица, совершившего такое преступление.
За совершение данного преступления предусмотрено наказание до 3 лет лишения свободы, а в случае если преступлением причинен крупный ущерб или наступили иные тяжкие последствия – до 5 лет лишения свободы.
Об обязанности уведомить работодателя о фактах склонения к совершению коррупционного правонарушения
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений определены нормами Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ.
Статьей 9 Закона предусмотрена обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
Помимо государственных и муниципальных служащих законодатель возлагает данную обязанность и на иных категорий работников.
Так, в соответствии со ст. 11.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» данная обязанность возложена и на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного.
Указанные лица обязаны уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений.
Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем).
Неисполнение обязанности по уведомлению о случае обращения каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, является правонарушением, влекущим увольнение либо привлечение к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.